Качество труда

Качество труда — это собирательная характеристика сложности труда, показывающая результаты с точки зрения экономических затрат.
Качество труда можно характеризовать с двух сторон: со стороны сложности труда и со стороны величины, показывающие соответствие между затратами и результатами труда. Во втором случае понятие качества труда тесно связано с понятием эффективности труда.
Для того, чтобы получить численную характеристику качества труда вводят такое понятие, как оценка качества труда. Оценку проводят по различным параметрам, которые называют показателями качества труда. Совокупность показателей качества и дает качество труда. Особенность показателей качества состоит в том, что для каждого рода деятельности показатели свои. Для учителей к одному из показателей относят, например, среднюю оценку учеников по конкретному предмету. Для работника завода такой показатель неприменим, зато применим показатель количество изготовленных деталей. 
Для каждого предприятия подбирают свой набор показателей качества труда. Целесообразно подбирать от 5 до 15 показателей. Меньше 5 приводит к тому, что учитываются мало факторов и работники могут подгонять показатели под результат. Больше количество показателей приводит к непониманию общей оценки качества труда.
Основные показатели качества труда, которые характерны для многих отраслей:
  • мастерство работника (квалификация)
  • инициативность — участие в различных инициативах
  • интенсивность труда — затраты энергии на единицу времени
  • владение другими профессиями
  • изобретения в работе
  • рационализаторская работа
  • участие в изобретательской и рационализаторской работе
  • сотрудничество и поиск компромиссов
  • надежность — позволяет наедятся на работника
  • бережливость — экономит имущество работодателя
  • соблюдение техники безопасности
 
Помимо показателей качества труда следует говорить и о принципах. К ним относятся:
  • понимание сотрудниками качественного труда;
  • принятие решений, которые получение на основе анализа информации;
  • полномочия предоставляются ответственным работникам;
  • обучение должно носить непрерывный характер и затрагивать всех работников;
  • менеджеры должны нести ответственность
 
Качество труда может учитываться в нескольких случаях:
  • при начислении заработной платы — традиционный подход, который любят использовать именно в России. Больше показатели — выше зарплаты. В развитых странах подобные правила не применяются.
  • для оценки рабочей силы предприятия — подход, применяемый в развитых странах. Работодатель тут не пытается получить хорошие показатели, а хочет получить настоящие, как результат при росте качества труд, растет и эффективность, а значит — прибыль. Подход кардинально отличается от применяемого в России потому что не ставит целью стимулировать работать лучше только ради зарплаты.
Контроль качества труда необходим для:
  1. Уменьшения количества брака
  2. Уменьшения удельного времени на единицу продукции
  3. Уменьшения времени простоя оборудования
  4. Удовлетворении потребностей потребителя
Неразрывно с понятием качества труда связана система менеджмента качества ИСО 9000, ИСО 9001. 
Если на предприятии внедряется система менеджмента качества, то обязательным условием внедрения является совпадение целей компании и работников компании. 
 
Выделяют следующие факторы мотивации работников:
Внешние факторы мотивации — материальные, на них обращают внимание в первую очередь при трудоустройстве:
  • стабильная работа;
  • условия (ДМС, льготы, привилегии);
  • возможность карьерного роста;
  • уровень зарплаты;
  • премии, штрафы.
 
Внутренние факторы мотивации — нематериальные, их нельзя получить, устраиваясь на работу:
  • взаимодействие и оценка коллег;
  • взаимодействие и оценка руководства;
  • возможности для творчества, самореализации;
  • уровень ответственности.
 
Повышение качества труда — важная задача и одновременно проблема, которая решается только совместно работниками предприятия и самим предприятием.