Вопрос о мотивации труда является одним из самых важных для работодателей, ведь производительность труда зависит от заинтересованности работников, а значит и доход компании.
Оговоримся, что мы разделяем такие понятия, как мотивация труда и стимулирование труда. В отдельной статье мы рассматриваем сходства и отличия мотивации и стимулирования.
Говорить в общих словах о мотивации персонала достаточно сложно. Всегда хочется поговорить о чем-то на конкретном примере.
Мотивация персонала — что это
Определений мотивации достаточно много, но мы предлагаем свое и достаточно простое.
Мотивация персонала — это процесс, который способствует трудовой деятельности сотрудников.
Мотивация — это не административный ресурс, который заставляет людей лучше работать, мотивация — это желание работников выполнять свою работу качественно. Задача любой компании заинтересовать работника, именно заинтересовать, а не заставить.
О работниках, которые хотят делать свою работу говорят: работник мотивирован.
Мотивация — это удовольствие от работы, а не не вещи и не деньги.
Мотивация — зачем она нужна
Вроде бы простой вопрос: для чего мотивировать работников? Есть на него и простой ответ: чтобы повысить производительность труда! А значит повысить доходы и прибыль компании.
Однако мотивация нужна не только работодателю, она нужна работнику: чтобы нравилось ходить на работу, чтобы не думать о переходе на другое место, важна репутация компании, место и роль в коллективе и так далее.
Детализация мотивации персонала
Мотивация персонала — собирательное понятие, то есть это обобщенный термин. Под ним понимаются три других термина (это называется детализация):
- мотивация организации
- мотивации отдела
- мотивации отдельного сотрудника
Чем детальнее (меньше) уровень, тем проще найти средства мотивации. Чаще всего мотивировать одного сотрудника проще, чем целую организацию.
В зависимости от детализации выделяют и различные цели: мотивация организации преследует одни цели, а мотивация отдела — другие. Разные цели — влекут разные мотивы. Если компания стремится к увеличению прибыли, то некоторые из отделов могут стремится уменьшить расходы.
Виды мотивации персонала
Существуют несколько классификаций мотивации персонала: материальная и нематериальная, внешняя и внутренняя.
Материальная и нематериальная мотивация труда персонала. Достаточно понятная классификация для любого читателя, которая связывает или не связывает с деньгами.
Материальная мотивация труда — это деньги, премии, подарки, льготы, поездки, оплата питания, перелета, транспорта и так далее, то есть всего того, что можно измерить деньгами.
Нематериальная мотивация труда — это все что нельзя померить деньгами: престиж компании, желание работать, интересная область работы, стабильность, приветливый коллектив и так далее.
Внутренняя и внешняя мотивация — более сложная классификация.
Внешняя мотивация предусматривает что на персонал влияют какие-то внешние факторы. За внутреннюю мотивацию отвечает уже самостоятельные желания персонала.
Примеры внешней мотивации труда:
- зарплата, деньги;
- возможность карьерного роста;
- занимаемая должность
- имидж компании;
- общественное признание.
Примеры внутренней мотивации труда:
- возможность самореализации;
- возможность самоутверждения;
- возможность творить;
- внутренняя убежденность;
- преданность делу;
- любопытство;
- желание общаться.
Перечисление различных видов мотивации персонала необходимы для понимания того, что сотрудники должны быть мотивированы по-разному. Рынок труда в настоящее время таков, что зачастую не работодатели выбирают работников, а работники — работодателей. Особенно это касается высококвалифицированного персонала. Так работники могу отдать предпочтение компании со свободным графиком, но меньшей заработной платой, с наличием музыкальной (или футбольной команды), вместо автомата с бесплатным кофе.