TQM — расшифровывается как Total Quality Management, что можно перевести на русский как всеобщее управление качеством, то есть процесс повышения качества всех организационных процессов.
TQM — что это
TQM — это заимствованный термин, который не так распространен в российских компаниях, как в других иностранных фирмах. Термин TQM пришел к нам из-за границы и появился совсем недавно, только после перестройки.
Основная особенность российских компаний заключается в том, что качеством управляют сверху вниз: то есть фактически вся ответственность за качество лежит на конечном работнике.
Суть данного метода сводится к улучшению и повышению качества абсолютно во всех сфера деятельности компании, а не только в какой-то одно области. Крайне важным свойством данного метода является то, что в компании работают не только на качеством продукции, но и над качеством организации работы в компании. Таким образом должен происходить рост трех составляющих:
- Рост качества продукции
- Рост качества организационной деятельности
- Рост квалификации персонала
Преимущества TQM
Метод TQM обладает рядом преимуществ которые необходимо перечислить.
Любой метод управления имеет долгосрочные и краткосрочные перспективы. Метод TQM ориентирован в первую очередь на достижение долгосрочных целей. Не стоит ожидать результатов после внедрения TQM через 1-2 месяца. В некоторых компаниях результат достигается только через несколько лет. Чем больше компания, тем дольше ждать результата.
Долгосрочные выгодны делают компанию более престижной в обществе и на рынке. Это касается как коллектива компании, так и клиентов.
Полученная выгода от внедрения TQM позволяет расширять зону действия, проводить обучение персонала и их квалификацию.
В компании появляются новые технологии, используется творческий потенциал работников. На руку всем: и компании, и работникам
Ошибки не скрываются от руководства, а решаются по мере их поступления. Таким образом мелкие ошибки не перерастают в крупные, которые опасны для всей компании.
Использование командного подхода дает компании гибкость при решении проблем или расширении деятельности.
Следование TQM приводит к росту прибыли компании. В том числе это касается и общественных организаций.
Сравнение TQM и традиционной модели управления
Важно понимать не только, что хорошего есть в TQM, но и чем данный метод отличается от традиционного, когда в компании есть один единственный руководитель, который следит за всеми (авторитарный способ управления).
| Традиционный метод | TQM |
Полномочия | Полномочия только у руководителя | Наделяет работников полномочиями |
Использование ресурсов | Контроль ресурсов путем разделения функций | Оптимизация ресурсов во всей компании |
Подходы | Традиционный | Новаторский, творческий |
Решения | Моментальные, решает текущие задачи | Нацеленные на будущее |
Механизмы обеспечения качества
Как можно понять из самого термина, качество стоит во главе угла данной методики. Поэтому вводятся два механизма:
- Механизм обеспечения качества (Quality Assurance — гарантия качества) — в компании должен обеспечиваться соответствующий уровень качества, который гарантируется клиенту
- Механизм повышения качества (Quality Improvements — улучшение качества) — помимо обеспечения качества компания должна постоянно работать над улучшением качества
Некоторые считают, что можно достигнуть определенного уровня качества и на этом остановится. В действительности уровень качества должен расти вместе с ростом продукта.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются при TQM
- В отечественных компаниях стремятся к улучшению качества продукции. В меньшей степени стремятся к росту квалификации персонала, а в последнюю очередь уделяют внимание качеству организации всей компании. Наибольшее внимание уделяют качеству организации простых рабочих, менеджеры среднего звена обычно в меньшей степени улучшают качество, занимаясь лишь переназначением своих функций.
- Достигнув определенного уровня качества сотрудники компании считают цель достигнутой и стремятся лишь удержать достигнутый уровень. Про механизм повышения качества часто забывают.
Внедрение TQM
Для внедрения TQM в компании необходимо ликвидировать 5 главных проблем (которые часто называют 5 смертельных болезней):
- Управление, опирающееся только на цифры. Если менеджеры в управлении опираются только на цифры при управлении компании, то это плохо. Управляющие компанией специалисты должны быть вовлечены во все процессы, знать, что, где и как происходит, принимать непосредственное участие во всей деятельности компании. Именно поэтому управление — это сложно.
- Только количественная оценка деятельности сотрудников. Если в компании используется только количественная оценка (графики, отчеты, рейтинги, планы), то это приводит к нездоровой среде в компании, к конкуренции сотрудников, которые не должны конкурировать, к индивидуализму. Менеджеры, управляющие компанией использовать качественную оценку каждого работника. То есть уходить от цифр и переходить к личностному общению.
- Стремление к сиюминутной прибыли. Как руководство компании, так и сотрудники должны понимать, что стремление к росту и стабильному доходу гораздо важнее мгновенной прибыли. Быстрый доход быстро «проедается». Постоянный и стабильный доход предпочтительней — задел и стабильность на будущее.
- Отсутствие стратегии в компании. В компании должны быть заданы цели и работники должны их знать и понимать. Не понимая того, к чему стремится, работники чувствуют неуверенность и теряют интерес. План действий должен быть доступен всем и каждому.
- Текучка кадров. Решение проблемы постоянной смены коллектива — одна из важнейших задач руководства компании. Решение 4-х первых проблем (смертельных болезней) обычно помогает решать проблему частой смены персонала.