TQM

TQM — расшифровывается как Total Quality Management, что можно перевести на русский как всеобщее управление качеством, то есть процесс повышения качества всех организационных процессов.

TQM — что это

TQM — это заимствованный термин, который не так распространен в российских компаниях, как в других иностранных фирмах. Термин TQM пришел к нам из-за границы и появился совсем недавно, только после перестройки. 

Основная особенность российских компаний заключается в том, что качеством управляют сверху вниз: то есть фактически вся ответственность за качество лежит на конечном работнике.

Суть данного метода сводится к улучшению и повышению качества абсолютно во всех сфера деятельности компании, а не только в какой-то одно области. Крайне важным свойством данного метода является то, что в компании работают не только на качеством продукции, но и над качеством организации работы в компании. Таким образом должен происходить рост трех составляющих:

  1. Рост качества продукции
  2. Рост качества организационной деятельности
  3. Рост квалификации персонала

Преимущества TQM

Метод TQM обладает рядом преимуществ которые необходимо перечислить.

Любой метод управления имеет долгосрочные и краткосрочные перспективы. Метод TQM ориентирован в первую очередь на достижение долгосрочных целей. Не стоит ожидать результатов после внедрения TQM через 1-2 месяца. В некоторых компаниях результат достигается только через несколько лет. Чем больше компания, тем дольше ждать результата.

Долгосрочные выгодны делают компанию более престижной в обществе и на рынке. Это касается как коллектива компании, так и клиентов.

Полученная выгода от внедрения TQM позволяет расширять зону действия, проводить обучение персонала и их квалификацию.

В компании появляются новые технологии, используется творческий потенциал работников. На руку всем: и компании, и работникам

Ошибки не скрываются от руководства, а решаются по мере их поступления. Таким образом мелкие ошибки не перерастают в крупные, которые опасны для всей компании.

Использование командного подхода дает компании гибкость при решении проблем или расширении деятельности.

Следование TQM приводит к росту прибыли компании. В том числе это касается и общественных организаций.

 

Сравнение TQM и традиционной модели управления

Важно понимать не только, что хорошего есть в TQM, но и чем данный метод отличается от традиционного, когда в компании есть один единственный руководитель, который следит за всеми (авторитарный способ управления).

 

 

Традиционный метод

TQM

Полномочия

Полномочия только у руководителя

Наделяет работников полномочиями

Использование ресурсов

Контроль ресурсов путем разделения функций

Оптимизация ресурсов во всей компании

Подходы

Традиционный

Новаторский, творческий

Решения

Моментальные, решает текущие задачи

Нацеленные на будущее

Механизмы обеспечения качества

Как можно понять из самого термина, качество стоит во главе угла данной методики. Поэтому вводятся два механизма:

  • Механизм обеспечения качества (Quality Assurance — гарантия качества) — в компании должен обеспечиваться соответствующий уровень качества, который гарантируется клиенту
  • Механизм повышения качества (Quality Improvements — улучшение качества) — помимо обеспечения качества компания должна постоянно работать над улучшением качества

Некоторые считают, что можно достигнуть определенного уровня качества и на этом остановится. В действительности уровень качества должен расти вместе с ростом продукта.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются при TQM

  • В отечественных компаниях стремятся к улучшению качества продукции. В меньшей степени стремятся к росту квалификации персонала, а в последнюю очередь уделяют внимание качеству организации всей компании. Наибольшее внимание уделяют качеству организации простых рабочих, менеджеры среднего звена обычно в меньшей степени улучшают качество, занимаясь лишь переназначением своих функций.
  • Достигнув определенного уровня качества сотрудники компании считают цель достигнутой и стремятся лишь удержать достигнутый уровень. Про механизм повышения качества часто забывают.

Внедрение TQM

Для внедрения TQM в компании необходимо ликвидировать 5 главных проблем (которые часто называют 5 смертельных болезней):

  1. Управление, опирающееся только на цифры. Если менеджеры в управлении опираются только на цифры при управлении компании, то это плохо. Управляющие компанией специалисты должны быть вовлечены во все процессы, знать, что, где и как происходит, принимать непосредственное участие во всей деятельности компании. Именно поэтому управление — это сложно.
  2. Только количественная оценка деятельности сотрудников. Если в компании используется только количественная оценка (графики, отчеты, рейтинги, планы), то это приводит к нездоровой среде в компании, к конкуренции сотрудников, которые не должны конкурировать, к индивидуализму. Менеджеры, управляющие компанией использовать качественную оценку каждого работника. То есть уходить от цифр и переходить к личностному общению.
  3. Стремление к сиюминутной прибыли. Как руководство компании, так и сотрудники должны понимать, что стремление к росту и стабильному доходу гораздо важнее мгновенной прибыли. Быстрый доход быстро «проедается». Постоянный и стабильный доход предпочтительней — задел и стабильность на будущее.
  4. Отсутствие стратегии в компании. В компании должны быть заданы цели и работники должны их знать и понимать. Не понимая того, к чему стремится, работники чувствуют неуверенность и теряют интерес. План действий должен быть доступен всем и каждому.
  5. Текучка кадров. Решение проблемы постоянной смены коллектива — одна из важнейших задач руководства компании. Решение 4-х первых проблем (смертельных болезней) обычно помогает решать проблему частой смены персонала.